Орешкина Алиса Андреевна

Технология «физическая культура в детском саду» средняя группа.

Введение

В общей системе  всестороннего и гармонического развития человека физическое воспитание ребенка дошкольного возраста занимает особое место.  Именно в дошкольном детстве за­кладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности; в эти годы происходит становление двигательной деятельности, а также начальное  воспитание физических качеств.

Физическое формирование ребенка тесно связано с его ин­теллектуальным и морально-волевым развитием, с развитием всех психических функций. Решающую роль при этом играет влияние жизненных условий и воспитание.

В годы дошкольного детства важнейшими задачами физического являются охрана жизни и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка, содействие  его правильному физическому развитию и закаливанию, повышение работоспособности. Значение этих задач обусловлено тем, что, несмотря на быстрый рост и развитие органов и систем, деятельность их еще несовершенна, слабо выражены защитные свойства организма, маленькие дети легко подвергаются неблагоприятным влияниям внешней среды. Поэтому необходимо содействовать правильному и своевременному развитию костной системы и связочно-суставного аппарата, форми­рованию физиологических изгибов позвоночника, развитию сводов  стопы; укреплять все группы мышц, особенно мышц-разгибателей; способствовать развитию сердечно-сосудистой системы, увеличивать возможности ее приспособления к разным и быстро меняющимся нагрузкам; укреплять дыхательную мускулатуру, способствовать углублению и ритмичности дыхания, развитию умения согласовывать дыхание с движением; содействовать развитию нервной системы и органов чувств.

Важной задачей является развитие движений детей, форми­рование двигательных навыков и физических качеств — ловкости: быстроты, силы, выносливости.

Существенная сторона работы по физическому воспитанию дошкольников — формирование правильной осанки.

Необходимо детям привить навыки личной и общественной гигиены, нужные в быту и при занятиях физической культурой.

Не менее важно содействовать развитию психических и мыслительных процессов детей путем сообщения им знаний о пользе занятий, о разнообразных движениях человека, о названии и назначении физкультурных пособий, требованиях к использованию, хранению их и т. д.

Физическое воспитание должно способствовать всестороннему развитию детей.

Цель и задачи образования дошкольников в области физической культуры

Целью образования дошкольников в области физической культуры является формирование здорового, жизнерадостного, физически развитого ребенка, владеющего доступными его возрасту знаниями о физической культуре и испытывающего желание заниматься физическими упражнениями.

Задачи определяются общей целью и конкретизируются с учетом особенностей развития детей в каждом возрастном периоде. В процессе занятий физическими упражнениями решаются задачи оздоровления, обучения и воспитания детей.

Оздоровительные задачи. Охрана жизни и укрепление здоровья являются первоочередными задачами дошкольного учреждения. Это обусловлено тем, что органы и функциональные системы дошкольников еще несовершенны, слабо развиты защитные свойства организма, дети более подвержены неблагоприятным условиям внешней среды, часто болеют.

  Слабое развитие терморегуляции у детей дошкольного возраста вызывает необходимость повышения сопротивляемости организма неблагоприятным условиям внешней среды (пониженной и повышенной температуре воды, воздуха, воздействию солнечного излучения), т.е. закаливания.

У детей дошкольного возраста необходимо формировать умение  сохранять правильное положение тела, когда они сидят, стоят, ходят.  Правильная осанка имеет большое значение для нормальной деятельности всех внутренних органов и систем организма ребенка. Физическое воспитание должно способствовать формированию у детей физиологических изгибов позвоночника, профилактике плоскостопия гармоничного развития всех мышечных групп.

У детей с дошкольного возраста необходимо развивать двига­тельные способности, чтобы они могли овладеть жизненно важными двигательными навыками.

Оздоровление ребенка предполагает совершенствование деятель­ности сердечно-сосудистой и дыхательной систем; формирование у него умений приспосабливаться к меняющейся нагрузке и внешним условиям.

В дошкольном учреждении большое внимание должно уделяться привитию навыков гигиены занятий физическими упражнениями (посещение туалета перед занятиями физическими упражнениями, забота о чистоте тела, спортивного костюма, обуви, игрушек и т. д.). От этого во многом зависит здоровье детей.

Образовательные задачи. Вторая группа задач исторически носит название «образовательные», хотя, по сути, характеризует лишь одну сторону образования — дидактическую — и направлена на процесс обучения: формирование двигательных навыков и освоение специальных знаний.

Большинство движений (ползание, ходьба, бег, ходьба на лыжах, катание на велосипеде и др.) используется детьми в обычной жизни, что облегчает связь с окружающей средой и способствует ее познанию. Ребенок, научившись ползать, сам приближается к тем предметам, которые его интересуют, и знакомится с ними. Дети, умеющие передвигаться на лыжах, кататься на велосипеде, лучше узнают свойства снега, ветра. При плавании дети знакомятся со свойствами воды.

Использование прочно сформированных навыков позволяет осмысливать задачи, возникающие в непредвиденных ситуациях в процессе двигательной, особенно игровой, деятельности. В процессе формирования навыков у детей вырабатывается способность легко овладевать более сложными движениями и различными видами де­ятельности, включающими эти движения.

Двигательные навыки, сформированные у детей до семи лет, составляют фундамент для дальнейшего совершенствования их в школе, облегчают овладение более сложными движениями и позволяют в дальнейшем достигать высоких результатов в спортивной деятельности. У детей дошкольного возраста необходимо формировать навыки выполнения упражнений основной гимнастики (строевые и общеразвивающие упражнения, основные движения), а также спортивные упражнения. Кроме того, следует научить детей элементам спортивных игр (волейбол, баскетбол, хоккей, футбол и др.).

  Детям дошкольного возраста нужно сообщать доступные знания, связанные с занятиями физическими упражнениями. Дети должны знать о пользе занятий, о значении физических упражнений и других средств физической культуры (гигиенические условия, естественные факторы природы). Важно, чтобы дети имели представление о технике физических упражнений и методике их проведения, о правильной осанке. Детям следует знать название частей тела, направление движений (вверх, вниз, вперед, назад, вправо, влево и др.), название и назначение физкультурного инвентаря, правила хранения и ухода за ним, правила ухода за одеждой и обувью и т.д.

В процессе занятий физическими упражнениями дети закрепляют также знания, полученные на других занятиях, о повадках животных, птиц, насекомых, явлениях природы, общественной жизни. Полученные знания позволяют детям более осознанно выполнять физические упражнения и самостоятельно повторять их не только в детском саду, но и дома. Объем знаний с возрастом детей расширяется.

Воспитательные задачи. С раннего возраста нужно воспитывать у детей привычку к строгому соблюдению режима дня и вырабаты­вать потребность к ежедневным занятиям физическими упражне­ниями, развивать умение

самостоятельно заниматься этими упраж­нениями в дошкольном учреждении и дома. Важно учить детей ор­ганизовывать и проводить физические упражнения, в том числе подвижные игры, со своими сверстниками.

У детей важно воспитывать любовь к занятиям спортом, интерес к результатам своих занятий и к достижениям спортсменов.

В процессе образования детей в области физической культуры имеются большие возможности для осуществления нравственного, умственного, эстетического, трудового воспитания. При правильно организованных занятиях физическими упражнениями создаются благоприятные условия для воспитания положительных черт характера (организованность, дисциплинированность, самостоятельность, активность), нравственных качеств (честность, справедливость, чувство товарищества, взаимопомощь, умение заниматься в коллективе, бережное отношение к физкультурному инвентарю, ответственное выполнение поручений), а также для проявления волевых качеств (смелость, решительность, настойчивость в преодолении трудностей, уверенность в своих силах, выдержка и др.).

Занятия физическими упражнениями во многом способствуют умственному воспитанию детей, так как обеспечивают оптимальные условия для нормальной деятельности нервной системы и других систем организма, что в свою очередь помогает лучшему восприятию и запоминанию.

На занятиях физическими упражнениями у детей развиваются все психические процессы (восприятие, мышление, память, воображение и др.), а также мыслительные операции (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение и др.). Нужно стремиться, чтобы дети умели творчески пользоваться приобретенными знаниями и навыками в своей двигательной деятельности, проявляя активность, самостоятельность, сообразительность, смекалку, находчивость.

Важно при этом воспитывать положительные эмоции, создающие бодрое, жизнерадостное настроение, а также развивать умение быстро преодолевать отрицательное психическое состояние. Это необходимо потому, что положительные эмоции благотворно влияют на работу всех органов и систем организма, обеспечивают быстроту и прочность формирования двигательных навыков и умений.

Занятия физическими упражнениями благоприятствуют осу­ществлению эстетического воспитания. Во время выполнения физических упражнений следует развивать способность воспринимать, чувствовать, понимать и правильно оценивать красоту, изящество, выразительность движений, поз, осанки, красоту костюмов, физ­культурного инвентаря, окружающей обстановки.

В процессе физического воспитания осуществляется подготовка к учебному труду: у детей укрепляется здоровье, формируются дви­гательные навыки, развиваются двигательные способности, необходимые в дальнейшем для учебного труда. Кроме того, дети овладевают трудовыми навыками, связанными с оборудованием помещения, площадки (участие в устройстве снежных валов, в прокладывании лыжни и т.д.), с изготовлением и ремонтом простейшего физкультурного инвентаря (шитье мешочков для метания, приготовление целей для метания и т.д.), с уходом за ним (дети очищают лыжи, санки, коньки от снега, велосипеды от пыли и ставят их на место).

Дети также принимают участие в непосредственной подготовке к занятиям помещения и площадки (расчищают каток от снега, собирают опавшие листья и т.д.), расставляют и собирают физкуль­турный инвентарь на занятиях, выносят на площадку атрибуты для игр. У детей формируются навыки по самообслуживанию (надевание физкультурной формы, обуви), а также по оказанию помощи воспитателю в проведении закаливающих процедур. Одновременно на занятиях физическими упражнениями у детей воспитывается к труду взрослых.

Процесс образования дошкольников в области физических упражнений должен строиться так, чтобы одновременно решались задачи оздоровления, обучения и воспитания.

Средства физического воспитания.

Гигиенические факторы включают:

режим дня, занятий, сна, бодрствования, питания;гигиену одежды, обуви, участка, групповой комнаты, зала, физкультурных снарядов и пособий.

Естественные силы природы:

солнце;воздух;вода.

Принципы физического воспитания.

Физическое воспитание строится  на основе как  общепедагогических дидактических принципов, так и специальных, которые отражают  специфические закономерности физического воспитания.

Принципы физического воспитания:

- всестороннее и гармоничное развитие личности;

- связь физической культуры с жизнью;

- оздоровительная направленность физического воспитания;

- непрерывность и систематичность чередования нагрузок и отдыха;

- постепенность наращивания развивающих, тренирующих воздействий;

- цикличное построение занятий;

- возрастная адекватность направлений физического воспитания.

Методы, применяемые на занятиях физическими упражнениями с дошкольниками

Методы, применяемые в процессе занятий физическими упраж­нениями — это разработанные с учетом педагогических закономер­ностей системы действий педагога, целенаправленное применение которых позволяет организовать определенным способом теорети­ческую и практическую деятельность занимающихся, обеспечива­ющую освоение ими двигательных действий, направленное развитие двигательных способностей и формирование физической культуры  личности.

Методы слухового восприятия.

Рассказ, придуманный педагогом или взятый из книги, использу­ется для возбуждения у детей интереса к занятиям физическими уп­ражнениями, желания ознакомиться с техникой их выполнения.

Описание - это подробное и последовательное изложение осо­бенностей техники выполнения разучиваемого движения.

Объяснение  используется при разучивании упражнений. В объяснении подчеркивается существенное в упражнении и выделяется тот элемент техники, к которому нужно привлечь внимание на данном занятии.

Беседа  Чаще всего она имеет вопросно-ответную форму. Беседа помогает педагогу выяснить интересы детей, их знания, степень усвоения движений, правил подвижной игры; детям — осознать, осмыслить свой чувственный опыт.

Разбор  отличается от беседы только тем, что проводится после выполнения какого-либо задания (например, игры). Разбор может быть односторонним, когда его проводит только педагог, или двух­сторонним — в виде беседы с участием детей.

Указание (или распоряжение) отличается краткостью и требует безоговорочного выполнения.

Оценка. Оценку на физкультурном занятии в дошкольном учреждении условно можно разделить на воспитывающую (регулиру­ющую поведение детей) и обучающую (определяющую качество выполнения движений).

Команда. Под командой понимается произносимый педагогом устный приказ, который имеет определенную форму и точное содержание («Смирно!», «Кругом!» и т.д.). Команды используются только при работе со старшими до­школьниками

Подсчет позволяет задавать детям необходимый темп выполнения движений.

Методы зрительного восприятия

Методы данной группы обеспечивают зрительное восприятие изучаемого действия, выполняемое педагогом или другим ребенком, а также с использованием наглядных пособий. Зрительное восприятие способствует более быстрому и прочному усвоению, повышает интерес к изучаемым действиям.

Показ физических упражнений.Демонстрация наглядных пособий.

Методы двигательного восприятия

Данные методы основаны на активной двигательной деятельно­сти детей. В зависимости от степени регламентации условий выполнения физического упражнения эти методы разделяются на две группы: методы строго регламентированного упражнения (разучивание по частям, в целом и принудительно-облегчающий) и частично регламентированного (игровой и соревновательный). Различия эти относительны. Момент регламентации имеется в любом методе. Различны лишь степень и характер регламентации. При известных условиях два метода из разных групп могут совмещаться: одно и то же действие может одновременно изучаться, например, методом разучивания по частям и соревновательным методом. Тем не менее, это не дает оснований для их отождествления.

Методы строго регламентированного упражнения.

Методы строго регламентированного упражнения характеризуются многократным выполнением действия (или его частей) при строгой регламентации формы движений, величины нагрузки, ее нарастания, чередования с отдыхом и т. п.

В результате этого появляется возможность изби­рательно осваивать отдельные движения, последовательно формируя из них необходимые действия.

Методы строго регламентированного упражнения могут исполь­зоваться при обучении двигательным действиям (в целом и по частям) и при развитии двигательных способностей (равномерный, переменный, повторный).

Метод разучивания по частям предусматривает первоначальное изучение отдельных частей действия с последующим соединением их в необходимое целое.Метод разучивания в целом предусматривает изучение действия в том виде, в каком оно предстоит как конечная задача обучения.Равномерный метод характеризуется тем, что при его использо­вании занимающиеся выполняют физические упражнения непрерывно, в течение длительного времени, с постоянной интенсивно­стью (25—75% от максимальной), стремясь сохранить постоянный темп, ритм, величину усилий и амплитуду движений.Переменный метод характеризуется последовательным варьиро­ванием нагрузки в ходе непрерывного упражнения, путем направ­ленного изменения скорости передвижения, темпа, длительности, ритма, амплитуды движений, величины усилий, смены техники движений. Он помогает педагогу развить у ребенка скоростные способности и выносливость, координацию движений, воспитать у него волевые качества.Методы частично регламентированного упражнения. Методы частично регламентированного упражнения допускают относительно свободный выбор действий ребенком для решения поставленной задачи.Игровой метод обладает многими признаками, характерными для игр в физическом воспитании. Игра как метод реализуется не только через общепринятые игры.Соревновательный метод обладает многими признаками, харак­терными для соревнования (состязания), но имеет более широкое применение. Данный метод имеет много общего с игровым методом. Однако между ними существует и принципиальное различие. Оно состоит в том, что в игровом методе процесс занятия физическими упражнения­ми всегда имеет сюжетное соде

25 января 2021 в 22:04

Прикреплённые файлы:

Документ: Технология «физическая культура в детском саду» средняя группа.

Описание файла:

Файл называется: srednja-grupa_4soai.docx

Это официальный файл организации «Орешкина Алиса Андреевна», в нём содержится Технология «физическая культура в детском саду» средняя группа..

Размер файла: 0,04 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.