Орешкина Алиса Андреевна

Мастер класс прыжки в длинну

КРАСНОГОРСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕБЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ   ДЕТСКИЙ САД № 24

143405, Московская область, г. Красногорск, ул. Южныйбульвар, д. 2А

 Легкая атлетика. Прыжки в длину.

 Подготовила: инструктор по физической культуре

ОрешкинаА.А.

                 г.Красногорск 2018

  Прыжкиоказывают положительное воздействие на весь организм ребёнка. При их выполненииусиливается кровообращение и дыхание, развиваются мышцы ног, живота и всеготуловища, укрепляются связки и суставы нижних конечностей.

    Большоезначение имеют прыжки для развития у детей прыгучести, подвижности, ловкости,смелости.

      Разнообразные подпрыгивания, включенные в утреннююгимнастику, занятия, усиливают их физиологическое воздействие.

 Очень ценны прыжки соскакалкой. Они содействуют тренировке дыхания, развитию выносливости детей. Вовремя выполнения прыжков совершенствуются координационные способности детей,так как прыжки со скакалкой требуют точного согласования движений рук и ног,величины подпрыгивания, его темпа с направлением и скоростью крутящейсяскакалки. Прыжки со скакалкой эмоциональны и разнообразны, их следует широкоиспользовать в гимнастических выступлениях детей на различных праздниках.

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРЫЖКАМ

Прыжок - один из видовосновных движений – относится к ациклическим, скоростно-силовым упражнениям.

Существуютразнообразные виды прыжков, в детском саду применяются:

- подскоки на месте;

- подскоки с продвижением;

- прыжки места и с разбегав длину и в высоту;  

-прыжки с высоты,или, как их еще называют, в глубину;

- прыжки со скакалкой, какразновидность подскоков.

В прыжках нет повторяющихсяфаз: каждый прыжок представляет собой одно законченное, протекающее вопределённой последовательности движение.

 В каждом прыжкеразличают четыре фазы движения:

1) подготовительную,

2) отталкивание,

3) полет.

4) приземление.

  Смысл подготовительнойфазы — создать наиболее выгодные для отталкивания условия, которыеобеспечат наибольшую силу толчка и наибольшую начальную скорость при полете. Впрыжках с места подготовительная фаза связана с легким сгибанием ног, небольшимнаклоном вперед и отведением рук назад.  В подготовительной фазе прыжков сразбега, кроме того, развивается большая скорость горизонтального движения,которая увеличивает дальность или высоту полета.

  Фаза отталкивания — наиболее важнаячасть самого прыжка. Отталкивание создает необходимую для полета скорость ипридает ему правильное направление. Отталкивание должно быть кратковременным,быстрым, энергичным, резким. Прыжки в глубину не требуют сильного отталкивания.При прыжках с места отталкивание совершается обычно двумя ногами одновременно,при прыжках с разбега — одной ногой. В работе с дошкольниками не надостремиться к выделению более сильной толчковой ноги. Для разностороннегофизического развития важно, чтобы дети отталкивались и той и другой ногой.

   В фазеполета прыгающий занимает наиболее выгодное положение тела дляпреодоления расстояния или препятствия, а также готовится к приземлению.

   Приземление надо тщательноотрабатывать.

Основная задача этой фазы прыжка —погасить скорость поступательного движения и сохранить равновесие. Приземлениедолжно быть мягким, эластичным, с легким сгибанием колен, предупреждающимсотрясение тела ребенка. Лучше всего приземляться на мягкий грунт (песок,взрыхленную землю, мат). Такая предосторожность необходима, так как у детей 3—7лет недостаточно окрепли мышцы, суставы и связки ног, недостаточно укрепились ивнутренние органы. Неумение координировать движения и сохранять равновесиечасто приводит к приземлению на прямые, жесткие ноги, на всю ступню, пятку.Большая нагрузка на стопу в момент такого приземления на жесткий грунт можетвызвать растяжение связок и мышц ног, послужить причиной образованияплоскостопия.

      Всевиды прыжков требуют высокой координации движений. Особенно прыжки, связанные спреодолением препятствий, и прыжки с разбега, когда разбег приходится сочетатьс отталкиванием в обозначенном месте и дальнейшим переходом через планку.

     Обучение прыжкам осуществляется в определённой последовательности: начинаетсяоно с самых простых видов прыжка – подпрыгивания, спрыгивания с высоты, затемпереходят к обучению более сложным видам прыжка – прыжок в длину сместа, и завершают – прыжком в высоту и в длину с разбега.

Во второй младшейгруппе основная задача при выполнении всех видов прыжков— приучать детеймягко приземляться, эластично сгибая ноги, как бы немного приседая и тотчасснова выпрямляясь. На другие элементы прыжка — исходное положение, толчок ивзмах руками в младших группах обращают меньше внимания.

Начинать обучение детейпрыжкам следует с подпрыгивания на двух ногах на месте. При этом импоказывают, что подпрыгнуть можно повыше, если оттолкнуться от земли посильнееносочками так, чтобы ноги выпрямились.

Доступны детям данноговозраста и легкие подскоки с небольшим продвижением вперед наопределённое расстояние, в точно обозначенное место.

Подскоки на месте с заданием коснутьсяладони поднятой руки воспитателя, «поймать комара», позвонить в бубенчик и т.д. приучают детей подпрыгивать повыше, взмахивая руками вверх.  Организуяэти упражнения, воспитатель следит, чтобы предмет, до которого должендотянуться ребенок, находился на доступной высоте и был расположен нескольковпереди ребенка. Если он находится за головой, ребенок, подпрыгивая вверх,резко запрокидывает голову назад, чтобы увидеть предмет. Это может привести кпадению.

Вводится прыжоквверх с места через невысокое препятствие, что требует уже болееэнергичного толчка вверх.

Осваивают дети прямойгалоп.

Упражнения в спрыгивании(прыжки в глубину) также доступны детям младших групп. Высота должнабыть небольшой, так как они не умеют еще мягко приземляться. Начинатьспрыгивание можно с высоты 10—12 см. Спрыгивание не должнозанимать много места в работе с малышами, так как стопа детей еще не окрепла.Воспитатель напоминает детям, что, спрыгивая с высоты, надо опускаться на обеноги сразу, сначала на носочки, и сгибать колени, смотреть вперед, а не подноги. Прыгать надо тихо-тихо, чтобы «неслышно было».

Прыжки с места в длину начинают разучиватьтоже с очень простых заданий. Дети перепрыгивают сначала через линию,начерченную на земле, через шнур, скакалку, положенные на пол, т.е., используютзрительные ориентиры. Затем им дают задание перепрыгнуть через две линии,начерченные параллельно на расстоянии 10—15 см одна от другой.Постепенно расстояние между линиями увеличивается, но детям еще не даетсязадание прыгнуть как можно дальше. При приземлении следуетизбегать чрезмерно глубокого приседания: оно может привести к падению наспину. (Практикум: подпрыгивание, прыжок в длину с места, прыжок свысоты, перепрыгивание.)

  В программе среднейгруппы по-прежнему сохраняются только простые прыжки: подскоки,спрыгивания и прыжки в длину с места.

Подскоки на двух ногахна месте становятся более ритмичными, лёгкими.  Вдополнение к заданиям, стимулирующим подскок повыше («Поймай комара», «Ударь вбубен» и др.), вводятся подскоки с поворотами направо, налево и вокруг себя,подскоки с изменением положения ног (ноги вместе — ноги врозь, одна нога вперёд- другая назад). Дети могут выполнить прыжоквверх после нескольких шагов, чаще применяют прыжки на одной ноге.

На 5-м году дети ужеловко подпрыгивают на двух ногах, продвигаясь вперед, пытаясьпомогать взмахами рук.  Расстояние для этого упражнения не должнопревышать

 2—3 мДетипродвигаются частыми легкими подскоками.

Спрыгивают дети с высоты не более20 см. Дети уже должны уметь спрыгивать мягко на носочки,переходя затем на всю ступню. При этом они произвольно сгибают ноги и сохраняютустойчивое равновесие, могут принять необходимое положение рук. Спрыгивать надовниз и только чуть-чуть вперед. Перед спрыгиванием слегка сгибают ноги.

Дети данного возраста могутвыполнить подряд 4-6 прыжков в длину с места, требующиххорошей координации и мышечных усилий. Становится выраженнымисходное положение. При показе и объяснении движений воспитатель обращаетвнимание детей на некоторые элементы прыжков, например, правильное исходноеположение в прыжках в длину и глубину.  Наиболее частыминедочетами исходной позы являются плотная постановка стоп или непараллельное ихрасположение, разведенные наружу носки, а также слишком глубокое приседание иотведение рук далеко назад - вверх. На 5-м году почти все дети отталкиваютсяодновременно двумя ногами. Появляется и взмах руками. Однако полнойсогласованности в замахе, выносе рук вперед и отталкивании еще нет. Ее и неследует добиваться. Детей обучают в этом возрасте только взмаху руквперед-вверх во время отталкивания.

Для улучшениясогласованности прыжка со взмахом рук могут служить следующие дваупражнения: (показ)

1.Стоя руки вниз,подниматься на носки и опускаться на всю стопу, сначала не помогая руками, азатем сочетая со взмахом рук вперед - вверх;

2. Из полуприседа руки опущенывниз и немного отведены назад, выпрямляться, поднимаясь на носочки и опускатьсяна всю стопу, взмахивая руками вперед-вверх.  

(Продолжениепрактической части: прыжок в длину с места, перепрыгивание, прыжки на правой илевой ноге на месте)

   

    В старшей группе к освоенным ранеевидам прыжков – вверх, в глубину, в длину с места – предъявляются большиетребования, педагог добивается хорошей техники при отталкивании, в полёте иприземлении.  А также добавляются новые виды прыжков: прыжки в высоту и вдлину с разбега.

Подскоки выполняются сериями по30-40 прыжков 2-3 раза. Они выполняются детьми легко, ритмично, и поэтомупедагог вводит усложнения: при подпрыгивании на месте дети совершаютдополнительные движения ногами (ноги скрестно; одна нога вперед, другая назад;с ноги на ногу); прыгают на одной ноге: на месте и, продвигаясь вперед; черезлинию, веревку боком, с поворотом на прыжке; с разнообразными движениями рук(поднимают вперед, в стороны; делают хлопки перед собой, над головой, сзадисебя); перепрыгивают пластмассовые кегли и т. п. В прыжках на двух и одной ногедети продвигаются вперёд на 2-3 м.  Педагог учит детей не только мягкоприземляться, но и сильнее отталкиваться от земли, пола, чтобы подпрыгнутьвыше, задает единый для всех ритм подпрыгиваний с помощью бубна. Упражнениявыполняются группами детей или индивидуально.

Упражнения вспрыгивании в старшей группе проводятся чаще всего в сочетании с другимивидами движений, например спрыгивание с гимнастической скамейки (бревна, доски)после упражнений в равновесии. Как и прежде, главным остается мягкое иустойчивое приземление. Высота предметов для спрыгивания достигает 30 см.

Продолжается работа надсовершенствованием прыжка в длину с места. В этом виде прыжкау детей имеются определенные навыки. Дети самостоятельно занимают удобноеисходное положение, взмахивают руками вперед-вверх во время отталкивания,сохраняют равновесие в полете и устойчиво приземляются. Но все же, несмотря нанеплохую согласованность движений рук с отталкиванием, движения этинедостаточно энергичны и активны. На это и нужно, прежде всего, обратитьвнимание в старшей группе. Кроме того, дети плохо выносят в полете ноги вперед,в результате чего у многих еще получается приземление на прямые ноги. Некоторыедети во время прыжка сильно наклоняют голову. Воспитатель неоднократнопоказывает и объясняет правильную технику движения, стараясь, чтобы каждыйпонял свою ошибку.

Для отработкинекоторых элементов прыжка в длину с места применяются простейшиеподводящие упражнения:

- Овладению, например,активным отталкиванием, согласованным с энергичным взмахом рукамивперед-вверх, помогает имитация этого движения, стоя на месте безпрыжка. (Показ 1: Валя  В этом упражнении вместес резким взмахом руками вперед-вверх (свободно, одновременно, выше головы) вмомент распрямления ног и подъема на носки ребенок добивается устремленностивсего тела в направлении предполагаемого прыжка. Голова, грудь, плечи тянутсявперед.) 

Вынесение ногвперед в полете тоже опробывается в подводящих упражнениях. (Показ2: дети выносят махом вперед колено, а за ним выбрасывают и голень.)

  В старшей группеначинается обучение прыжкам с разбега в высоту и с разбега в длину. В отношении координации движений эти прыжки сложнее прыжков сместа. Основное требование – уметь сочетать разбег и толчок,выполнять весь прыжок без остановки.

   Разбегдля прыжка в длину колеблется у старших дошкольников в пределах6—12 м. Обучение прыжкам в длину с разбега проходит наспортивной площадке ДОУ, оборудованной прыжковой ямой.   (Параметрыпрыжковой ямы, требования к её оформлению вы найдёте в раздаточном материале).

К концу года дети должнысовершать прыжок на расстояние не менее 100 см.

Упражнение в прыжках вдлину с разбега выполняется поточным способом. На одном занятии дети выполняютпримерно 5—7 прыжков с естественными промежутками, во время которых онивозвращаются на исходную позицию и выслушивают пояснения педагога.

   Ввысоту детей учат прыгать, согнув ноги, с прямого разбега.Приземление в данном виде прыжка в зависимости от интенсивности (высоты) прыжкаможет произойти либо перекатом с пятки на всю ступню (если прыжокдалеко-высокий), либо на носки с последующим опусканием на стопу (если прыжоквысокий). При приземлении не следует стремиться присесть очень глубоко, в этомслучае труднее удержать равновесие. Руки при опускании на землю остаютсявпереди.

Важно, чтобы вначале детинаучились после небольшого разбега преодолевать препятствие, не останавливаясьперед ним и не набегая на него, а также отталкиваться после разбега одной ногой— правой или левой, какой ребенку удобно. Разбег перед прыжком должен бытьпрямолинейным, смотреть при разбеге лучше на место отталкивания или вопределенную точку веревки, планки. Разбег не должен быть большим, примерно 6—9шагов. Во время разбега необходимо набрать и сохранить до момента отталкиванияопределенную скорость.

Для эффективногоотталкивания особенно важна точность последних шагов разбега. Если у ребенка неполучается сочетание разбега с отталкиванием, он останавливается, отталкиваетсядвумя ногами или натыкается на планку, рекомендуется дать прыжок с разбега изтрех шагов. Планка в этом случае приподнята на небольшую высоту. Это упражнениепомогает детям освоить слитное движение разбега и отталкивания.

Начиная с небольшой высоты,всего в 15—20 см, следует постепенно ее увеличивать до40 см и более к подготовительной группе. Повышать высоту можнотолько тогда, когда большинство детей освоят правильный прыжок на заданнойранее высоте. Стремиться к большей высоте прыжка, допуская при этом искажениетехники, нецелесообразно.

      Дляпрыжков в высоту с разбега используется веревка, к концам которой пришиваются мешочкис песком весом по 100 г. Её  удобно положить на стульяили колышки стоек, повернутые в направлении прыжка. Благодаря грузам на концахверевка не провисает, а если ребенок заденет ее, она легко падает. Недопустимопривязывать веревку с двух концов или крепко держать ее в руках. Задев заверевку, ребенок может упасть.

При разучивании прыжков ввысоту чаще всего применяется поточный способ организации детей.  Привыполнениях прыжков в высоту обязательна страховка воспитателем.Во время выполнения детьми прыжков в высоту с разбега воспитатель должен стоятьс той стороны, где дети приземляются, чтобы в случае необходимости оказатьпомощь. Прыжки в высоту повторяются примерно 5—7 раз.  (Практикум, Валяпоказывает, затем все повторяют: прыжок в высоту с разбега; безВали прыжок вверх с небольшого разбега с доставанием предмета, направой и левой ноге между предметами, в длину с места.)

В подготовительной кшколе группе продолжается работа над улучшением техники во всех видахпрыжков.  Прыжки вверх у детей достаточно мощные, ипоэтому усложняются задания – повернуться во время прыжка кругом, выполнитьпрыжок из глубокого приседа.  Чтобы прыжок был как можно выше, детямпредлагают в высшей точке полёта максимально подтянуть к груди колени согнутыхног, затем быстро разогнуть ноги и мягко приземлиться.

Такие же требованияставятся  и  при прыжке в глубину: выполнить поворот на1800; спрыгнуть спиной вперёд; спрыгивая с высоты, попадать вопределенное место, например за линию, начерченную перед скамейкой или другимпредметом, с которого дети спрыгивают, на расстоянии 15— 20 см, илив круги, выложенные из веревки. Такие задания требуют от детей умениясоразмерять силу толчка с расстоянием, которое надо преодолеть, рассчитавточность приземления в определенное место. Высота предметов, с которых детиспрыгивают, не должна превышать 30—40 см.

Усложняются прыжкина двух ногах с продвижением вперёд: надо уметь прыгать по доске илискамейке; с зажатым между ног предметом; боком через линию, продвигаясь вперёд;змейкой; вверх и вниз по доске, положенной наклонно.

При прыжках ввысоту и в длину с разбега, учитывая накопленный детьми опыт,повышаются требования к более точному попаданию ногой на место отталкивания и кслитности отталкивания с разбегом. В полете дети учатся принимать более плотнуюгруппировку, затем выпрямлять ноги перед приземлением. Приземление становитсяболее устойчивым. Чтобы приучить детейотталкиваться сильнее и прыгать дальше, применяются разнообразные ориентиры —черта, флажок, до которых ребенок должен постараться допрыгнуть илиперепрыгнуть через них. Помогает акцентировать внимание на достаточной высотевзлета преодоление в прыжке невысокого (10—15 см) препятствия, впрыгиванияобеими ногами одновременно или одной на два положенных друг на друга мата илидругое возвышение.

В качестве дополнительныхупражнений целесообразны прыжки через разложенные на полу,  примерно нарасстоянии 60—80 см друг от друга (а при беге 100 см) малыенабивные мячи или большие мешочки с песком. Дети прыгают через 4—5 мячей последовательнона двух ногах вместе либо шагами с ноги на ногу.

Прыжки с разбега,  какв высоту, так и в длину являются технически сложными упражнениями. Качества,необходимые для эффективных прыжков с разбега, недостаточно хорошо еще развитыу дошкольников. Они формируются только в школьные годы. Поэтому в детском садуне следует добиваться полной отработки техники этих движений. Не следуетстремиться и к достижению максимальных результатов прыжков в повседневныхзанятиях. В детском саду важно лишь заложить правильные основы техникивыполнения прыжков.

(Практикум: Прыжки на двух ногах правым,  левым боком, прыжкиназад. Прыжки на препятствие (мат) высотой 20см. Прыжки последовательно через5-6 предметов высотой 15-20см, толкаясь одной ногой.)

Начиная со среднейгруппы, детей подводят к прыжкам через короткую скакалку. Воспитатель помогает каждому подобрать скакалку по росту. Вначале, держа еёвпереди, дети перешагивают или перепрыгивают через неё, затем учатся держать еёсзади, вращать её из-за головы вперёд одновременно двумя руками и перепрыгиватьчерез скакалку, когда она коснётся пола. Сигналом для подскока служит звукудара скакалки об пол при вращении. Кружение скакалки должно быть непрерывным,без задерживания ее под собой. Подпрыгивать над скакалкой надо невысоко,настолько, чтобы не задеть скакалку ногами. При прыжках ноги должны бытьвозможно меньше согнуты, носки вытянуты, туловище сохраняет прямое положение.Вращается скакалка в основном за счет движений кистями; руки не следуетнапрягать, держат их по направлению в стороны — вниз. Вначале прыжки выполняютмедленно, по мере их усвоения темп вращения скакалки (а соответственно ипрыжка) увеличивается; усложняются и задания. В начале года на одном занятии детям предлагают сделать от 10 до 20 прыжков, к концу по 20 прыжковдва-три раза с перерывами для отдыха. Дышать во время прыжков надо равномерно,не задерживая дыхания.

В старшей группе приступаютк систематическому разучиванию прыжков со скакалкой.  Детей  учатпрыгать через скакалку разными способами: на двух ногах, с ноги на ногу, вперёди назад, с междускоком. Продолжительность непрерывных прыжков со скакалками присистематических занятиях может быть доведена у старших дошкольников до 1-1,5мин., в чередовании с отдыхом 2-3 раза. Прыжки через скакалку обязательны и длямальчиков. 

Программой ставится задача – учитьдетей старшей группы прыжкам через длинную скакалку.

Начинать обучение следуетс пробеганий.

Пробегания предшествуют вобучении перепрыгиваниям и прыжкам. При пробеганиях скакалку равномерно кружатв сторону занимающегося, сверху вниз. При этом в нижней точке скакалка почтикасается земли. Пробегают вслед за скакалкой, как бы догоняя ее, тотчас жепосле того, как скакалка пройдет мимо лица пробегающего по направлению к земле.На первом этапе  скакалку обязательно вращает воспитатель с одним издетей. По мере появления умений согласовывать свои действия с вращениемскакалки её вращают двое детей.

После пробеганий переходятк разучиванию перепрыгиваний. Перепрыгивания представляют собой подготовительныеупражнения для прыжка. Целесообразно использовать сначала перепрыгиваниячерез неподвижную скакалку, подвешенную на высоте 3—5 см отземли (перешагнуть с места, перешагнуть с бега, прыгнуть с одной ноги на другуюи т. д.). Такие же упражнения можно проводить и через качающуюся скакалку.Затем только переходят к перепрыгиваниям через вращающуюся скакалку. Приперепрыгиваниях скакалку вращают по отношению к занимающемуся вперед   (от лица к ногам). Вбегают для перепрыгивания сразу после того, какскакалка начнет передвигаться к земле.

Если во время прыжка черездлинную скакалку ребенок заденет ее, то скакалку надо немедленно отпустить,иначе ребенок может упасть.

При систематической работеуже  в старшей группе дети хорошо владеют скакалкой.  Поэтому впрограмму подготовительной к школе группы  входитповторение всех видов прыжков, предложенных для старшей группы. В  целомсодержание прыжков со скакалкой становится сложнее и многообразнее.  Можновводить  упражнения, требующие высокой координации  движений,согласованности действий нескольких детей, ловкости, выносливости, развитогочувства ритма, например: бег со скакалкой,  разнообразные прыжки с ней:парами, стоя лицом друг к другу или друг за другом, прыжки через большой обруч(как через скакалку).

(Практикум)

Различные  видыпрыжков используются  в подвижных играх.  

- Начиная с первой младшейгруппы, проводятся подвижные игры с подпрыгиванием, например, «Мой весёлый, звонкий мяч».

- Во второй младшейгруппе прыжки в длину с места используются в подвижной игре «Скочки на кочку».           

- В средней группе вподвижной игре «Птички и кошка» используется спрыгивание.

- В старшей группе вподвижной игре «Не оставайся на полу» используется впрыгиваниена предмет, а в подвижной игре «Классы» - прыжки на одной ноге спродвижением.

В подготовительной к школегруппе в подвижной игре «Волк во рву» используется прыжок в высоту сразбега.

    Периоддошкольного детства – наиболее важный в становлении двигательных функцийребёнка, особенно его физических качеств. Поэтому необходима система контроляфизического развития, физической подготовленности и работоспособности детей.

18 января 2021 в 16:52

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.